пришлите новость

Кусочек Питера, деревенский Дисней-лэнд и храм Тона. Рассказываем, что можно посмотреть в Аургазинском районе

07:00, 28 марта 2020

От Уфы до села Толбазы, районного центра Аургазинского района, всего 84 километра. Казалось бы, что может быть неизвестного, любопытного, интересного в столь близком к Уфе сельском районе? Участники туристического проекта «Неизвестная Башкирия» составили насыщенный маршрут и показали много нового и очень необычного.

Кусочек Питера, деревенский Дисней-лэнд и храм Тона. Рассказываем, что можно посмотреть в Аургазинском районе
Фото Фарида Гильмиярова

Волнения вокруг коронавируса, кажется, до села Толбазы еще не дошли - на улицах не видно людей в масках, не чувствуются панические настроения, какие царят в Уфе.

Нас встречают учителя местной школы Эльвира Сагадиева и Раиса Ахмедьянова. Эльвира Гайсиевна - учитель начальных классов, родилась здесь и знает много историй, легенд и мифов про родную сторонку. Раиса Анасовна - преподаватель географии живет в Толбазах уже 30 лет. Много путешествовала не только по России, но и по всему миру. 

Что значит этноним Толбазы?

Тал, талы – по-башкирски это кустарник, базы – яма, в которой скопилась вода, то есть озеро.

В Аургазинском районе более тридцати озер. Много оврагов, пещер, карстовых провалов. И – большие залежи гипса и глины – красной, белой, серой, желтой, зеленой.

Гончарный круг, живая глина и немного изобретательностикувшин.jpg

Наш первый визит – к местному гончару Заки Нагаеву. Его мастерская находится в пристрое дома, где он живет с семьей. Мы кое-как размещаемся в небольшом помещении и с восторгом слушаем рассказ мастера.

Заки Нагаев не просто гончар. Он еще изобретатель. Для своего производства своими руками сделал сушилку из…старого холодильника, которая обошлась ему всего в три тысячи рублей при официальной стоимости такой в 100 тысяч. А экструдер для перемешивания глины, который в магазине стоит 300 тысяч рублей, мастер сделал из списанной промышленной мясорубки. И это не стоило ему ничего.

Он изготавливает на гончарном круге горшки, кувшины, кружки. И по своим эскизам производит сувенирную продукцию: заливает в формы жидкую глину, а потом сушит. Технологии, по которым он работает, - тоже его личное ноу-хау. Например, шликерное литье, то есть обливка готового изделия жидкой глиной. Получается готовый продукт будто из бронзы или из красного дерева. Очень красиво! Научился толбазинский гончар и соединять несоединимое. В гончарном производстве всегда считалось, что соединить без клея красную глину с белой в одном изделии невозможно, так как при нагревании в муфельной печи эти материалы расширяются с разной скоростью и отваливаются друг от друга. Заки Нагаев несколько лет бился над этой проблемой. И все-таки придумал технологию, позволяющую делать сувениры из разной глины, соединенной воедино без единого брака.

гончарные изделия.jpg

Самой маленькой путешественнице Маше, Заки Нагаев разрешил поработать за гончарным кругом. И девочка в первые в жизни изготовила глиняную чашечку.

– Это огромное удовольствие работать с глиной, – рассказал мастер. – Успокаиваются нервы, отдыхает голова, человек полностью восстанавливается. Сейчас мы предоставляем такую возможность – пройти мастер-классы по гончарному искусству и детям, и пожилым людям.

Юламанград и фестиваль «Белые ночи»

По дороге в деревню Султанмуратово, на родину классика и основоположника татарской и башкирской литературы Галимджана Ибрагимова, мы проехали мимо деревни со странным названием Юламанград. Все автобусные остановки в этой деревне похожи на маленькие копии екатерининских дворцов. Такого и в Уфе никто не видывал! Нам рассказали удивительную историю председателя колхоза по фамилии Иванов. Как-то он съездил в Санкт-Петербург и очень вдохновился дворцами этого прекрасного города. Вернувшись домой, председатель решил и у себя на родине воссоздать нечто подобное увиденной красоте. Переименовал деревню Юламаново в Юламанград. По его указанию на территории колхоза начали строить такие остановки. А также асфальтировать дороги и приводить в порядок и благоустраивать домохозяйства. Каждому двору председатель выдал скамейку и банку краски с просьбой покрасить забор перед домом. Деревня заиграла всеми цветами радуги, стала красивой и благоустроенной. А еще этот человек ежегодно устраивал фестивали под названием «Белые ночи». Они длились с вечера до утра. Люди приезжали в Юламанград, пели, танцевали, веселились.

Жители до сих пор вспоминают Иванова, кстати, многодетного папу, с благодарностью. Он давно на пенсии. И поменял свою фамилию: теперь он не Иванов, а Ивановой!

Кто-то, уезжая в город, увозит с собой деревню. А этот человек привез с собой из путешествия город и его вдохновляющую культуру в родную деревню.

Султанмуратово – родина Галимджана Ибрагимова

музей Галимджана ибрагимова.jpg

В Султанмуратово мы приехали в прекрасное здание музея писателя Галимджана Ибрагимова (бульвар в Уфе назван в его честь – прим.ред). Ибрагимов учился в Уфе, в медресе «Галия». За участие в революционном движении был отчислен. Много скитался по стране: жил в Казани, Киеве, на Кавказе. Участвовал в мусульманском революционном движении левых эсеров. Богатая впечатлениями жизнь сподвигла его на литературное творчество. Самые известные произведения Ибрагимова – повести «Молодые сердца», «Красные цветы», роман «Глубокие корни». Известны также его научные труды по татарской филологии. Последние годы жизни писатель жил в Крыму из-за тяжелой болезни. В августе 1937-го сотрудники НКВД забрали Ибрагимова из Крыма и привезли в Казань, поместив в тюрьму. Там в январе 1938-го в тюремной больнице писатель скончался. Был реабилитирован посмертно.

Деревенский Дисней-лэнд

Девочка и пушка.jpg

Из Султанмуратово поехали в деревню Ишлы. Здесь бывший нефтяник Риф Мусин превратил территорию вокруг своего дома в маленький Дисней-Лэнд. У ворот гаража стоят две пушки, которые в праздники стреляют петардами. У входа в дом стоит скамейка-качели, которую охраняют два больших мишки. У дома гостей встречает скульптура ангела-хранителя. Прямо перед входом в дом – бассейн со скульптурой дельфина, выпрыгивающего из воды. На заднем плане огорода и вовсе небывалое – высокие пальмы. А на задворках дома - золотистые львы. Все это хозяин дома сделал из простого цемента для своих пятерых внуков.

Кто -то спросил Рифа Мусина, не хочет ли он сделать что-то подобное для деревни.

– Хочу, – ответил он. - Но пока у администрации нет денег на это…

 

Аулия и целебный источник

Мечеть и могила аулии.jpg

Дальнейшая точка нашего путешествия – деревня Курманаево, недалеко от него похоронен Ягафар-Ишан — мусульманский просветитель, целитель и предсказатель XVIII-XIX века, о ком много легенд в этих краях сложено. Над его могилой растут высокие солнечные сосны. Говорят, здесь можно загадывать желания, и они обязательно исполняются.

Неподалеку строится новая красивая мечеть, куда мы зашли погреться и ненадолго спрятаться от мощного холодного ветра. Там же, невдалеке от мечети бьет родник. Как говорят, со святой целебной водой, за которой приезжают отовсюду. Кто запасся тарой, набрал этой воды и повез домой.

Храм в Андреевке по проекту Константина Тона

Конечная точка нашего однодневного путешествия - русская деревня Андреевка. Она известна необыкновенной по своей красоте храмом во имя Иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость».

Храм потрясает простотой, строгостью, четкостью, выверенностью линий. Священнослужитель церкви отец Андрей Безруков рассказал нам, что эта церковь построена по проекту архитектора Константина Тона. Того самого, который спроектировал храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Храм строился почти сорок лет - с 1830 по 1870-й год - по заказу местного помещика. По легенде он влюбился в крепостную девушку и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, но с условием: «За это ты должен построить в деревне церковь».

храм в андреевке.jpg

При входе за массивной высокой дверью мы увидели поленницы дров. Огромное помещение отапливается дровами? И это в 21-й век!

Отец Андрей рассказал, что в 2008 году памятник культуры, который по идее должен стать объектом охраны федерального значения, государство передало церкви. По сути, отец Андрей приставлен охранять этот великолепный памятник не как объект религии (в приходе всего с двух десятков старушек наберется), но как объект культуры. Однако храм теперь принадлежит православной церкви, которая пока ничего не делает для его сохранения.

В здании есть необходимое электроотопительное оборудование. В зимний период надо около 30 тысяч рублей в месяц, чтобы поддерживать тепло. А в целом на сезон - 150 тысяч.

- По сути, это месячная зарплата нефтяника. Но этих денег нет! Я служил в таком холоде литургию, простудился, заболел - и сломался. Даже печь теперь топить не могу, - рассказывает отец Андрей. - Все церковное руководство республики знает про наше бедственное положение. Но пока ничего не делается для спасения здания, которое постепенно разрушается.

Радует в этой истории лишь одно - храм выстоял до сих пор, несмотря ни на что. Священник рассказывает, что большевики пытались его уничтожить - взрывали. Но взрывной волной лишь снесло соседние дома. Однажды попытались свалить церковный купол трактором. Но стальной трос порвался и убил тракториста. Те, кто грабил храм, заканчивали свою жизнь страшно: кто-то сходил с ума, кто-то совершил убийство. А дома, где применялись украденные из церкви стройматериалы, один за другим сгорали.

–Зная все это, нас теперь никто не грабит, не трогает. Летом к нам приезжает много народа. Но даже указателя нет, как к нам добраться. И все равно люди нас находят! – заканчивает свое повествование отец Андрей.

Все уРифа Мусина.jpg

Туристическая программа «Неизвестная Башкирия» - совместный проект общественного туристического проекта «Поехали!» Евгении Сюткиной и АНО «Планета» путешественника Антона Сазонова.

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное