пришлите новость

В Минздраве Башкирии устроили «разборки» из-за высокой младенческой смертности

11:25, 22 октября 2019

Максим Забелин принес в жертву младенческой смертности сразу несколько руководителей межрайонных перинатальных центров.

В Минздраве Башкирии устроили «разборки» из-за высокой младенческой смертности

По словам источника в правительстве, за 8 месяцев 2019 года Башкирия вошла в пятерку худших по младенческой смертности, что вызвало обеспокоенность главы государства Владимира Путина, и из-за чего в наш регион отправили главного внештатного неонатолога Минздрава России Дмитрия Иванова в составе соответствующей делегации. А после его отъезда у нас начались самые настоящие «разборки».

– Если мы не наведем порядок в акушерстве и гинекологии – то будем опять спасать недоношенных, детей инвалидов, тратить на них миллионы рублей, и получим не налогодателя, а налогопотребителя… – обратился к главврачам республики и.о. министра здравоохранения РБ Максим Забелин. – Тем самым демографическую ситуацию не исправим.

Так почему же Владимир Путин обратил внимание на Башкирию и почему делает замечания Минздраву Башкирии?

На треть скакнула смертность младенцев

Недавно Дмитрий Медведев получил реальные цифры статистики по всем регионам. Что в них увидели, загадка. Поэтому оперируем цифрами официальной статистики, согласно которым за прошедшие месяцы 2019 года младенческая смертность в Башкирии составила 6,2 погибших младенца на 1000 рожденных живыми, хотя в целом по стране показатель намного ниже – 4,7. И это только официальные цифры.

Высшую власть возмутило, что при всей борьбе за снижение смертности, торжественно объявленной по всей стране, Башкирия вдруг неожиданно совершает откат назад: за 8 месяцев этого года на треть вырастает младенческая смертность в перинатальный и неонатальный период – примерно на 30-40% по сравнению с предыдущим годом. Также на катастрофическую цифру учащаются случаи мертворождаемости.

  • Перинатальная смертность составила 9 промилле, рост 34,3 % по сравнению с прошлым годом.

  • Ранняя неонатальная смертность – 2,4 промилле, рост 42,1 %.

  • Мертворождаемость – 6,6 промилле, + 32%.

  • Частота преждевременных родов – 7,5%.

Справка. Младенческая смертность – смертность от перинатального периода (22-й недели беременности - 7 суток после рождения), включает в себя неонатальный период (от рождения до 28 дней) и период младенчества ребенка до года. Промилле – количество умерших детей на 1000 рожденных живыми.

Итак, обеспокоенный этим катастрофическим ростом глава государства Владимир Путин поручил руководителю Минздрава Башкирии Максиму Забелину разобраться с ситуацией. Для этой цели и был направлен в Уфу главный внештатный неонатолог Минздрава России Дмитрий Иванов. В составе делегации «ректоров питерских академий» он посетил Республиканский клинический перинатальный центр (РКПЦ), являющийся координирующим звеном в цепочке маршрутизации рожениц Башкирии, и остался недоволен работой головного роддома региона. Его «ужаснули» плохие показатели работы, практически тотальное нарушение маршрутизации, десятки умерших младенцев и даже случаи материнской смертности, учитывая, что таких фактов в 21 веке вообще не должно быть, и, тем не менее, в этом году в РКПЦ умерли две роженицы, одна от кровотечения, вторая от гриппа.

Суд без следствия и слезы в РКБ

Пожурив главврача РКПЦ Назира Мингазова, делегация отбыла, оставив наших чиновников в паническом поиске ответов на вопросы, кто виноват и что делать.

Назир Мингазов начал было отчитываться перед Максимом Забелиным о том, что нет координации РКПЦ с межрайонными перинатальными центрами, что те не могут навести порядок у себя, правильно вести беременных и т.д. и т.п. Еще Мингазов указал на то, что БГМУ выпускает далеко не самые лучшие кадры. Привычная песня о том, что «виноваты все, кроме нас». В отчете так и говорится, что (виноваты все) в настоящее время Центр мониторинга РКПЦ «слепой», потому что межрегиональные перинатальные центры не вводят все данные с карт беременных. Например, остается неясным, употребляет ли алкоголь отец ребенка, или даже мать. У нас ведь и такое бывает. Такие данные первичное звено не ведет «от слова совсем», то есть здесь у нас 100-процентный пробел. Нет информации и о том, какими сложными заболеваниями страдает беременная и ее супруг. Типична ситуация, когда женщина поступает в стационар в критических состояниях, а врачи первичного звена недооценивают риски. Нарушается маршрутизация, идет тотальное непонимание клинических протоколов лечения, и, конечно, сказывается дефицит кадров, а перегрузки приводят к выгоранию сотрудников. Пробел в трехуровневой системе (третий уровень самый высокий – РКПЦ, вторые уровни – межрайонные перинатальные центры, первые уровни – первичное звено, районные больницы и поликлиники) оказания помощи роженицам идет именно в первичном звене, полагают в РКПЦ.

По словам собеседника в Минздраве, Забелин выслушал главврача РКПЦ Назира Мингазова и сразу обратил внимание на руководителей межрегиональных перинатальных центров. Уволить их всех казалось слишком опрометчивым шагом… Но тем не менее это случилось.

Моментально, со слов источника, были сняты несколько ответственных людей за службу детства и родовспоможения межмуниципальных  перинатальных центров - Кумертауской ЦГБ, города Сибай, Бирска, Нефтекамска, уфимских женских консультаций под номерами 44 и 50.

Совещание по проблеме материнской смертности превращалось будто в суд без следствия, который назвали спланированным спектаклем, потому что уже через два часа всем ответственным в районах за акушерство лицам была назначена замена.

Выбор именно этих учреждений казался многим неочевидным, ведь по показателям перинатальной смертности та же 44-я женская консультация в этом году имела нулевую смертность и непонятно, почему именно она попала под разбор. Но тем не менее…

«Разборки» в РКБ. Продолжение

«Разбор полетов» коснулся и РКБ им. Куватова, которая с помощью санавиации носится по всей Башкирии, спасая тяжелых беременных, и несет основную нагрузку по доставке рожениц из районов в Уфу. В некотором роде РКБ это конкурент Перинатального центра, но с более низкими показателями смертности, так как основной состав высокопрофессиональных сотрудников, не согласившийся в свое время с объединением РКПЦ с 4-м роддомом, ушел именно сюда. При высоком риске в 96% сложных родов, младенческая смертность в РКБ очень низкая.

Напомним, что в РПКЦ только за первую половину 2018 года умерло 53 младенца, а смертность, по сравнению с прошлым годом, выросла в два раза по сравнению с прошлогодними показателями. Кроме этого в отношении сотрудников медучреждения грозит 13 уголовных дел.

В Минздраве же не стали вдаваться в анализ, и Максим Забелин в привычной манере продолжил «увольнять всех подряд» – уже в РКБ им. Куватова. Крепко по шапке досталось заместителю главного врача по акушерству-гинекологии  Марине Мухамадиевой. Она получила нагоняй почем зря, ведь, по словам сотрудников РКБ, это первоклассный специалист и она полностью отдается работе, днюет и ночует там.

На возмущенный вопрос, почему и на каком основании увольняют ее, Забелин «ткнул» на Мингазова, якобы это его решение. Но таких вопросов Мингазов точно не решает. А значит, Забелин, скорее всего, решил попросту «перевести стрелки» на главврача РКПЦ. Будто школьника он вытолкнул его перед всеми со словами слушаться во всем его, иначе «он всех уволит».

Впрочем, фразу «Увольняйтесь, раз не можете работать» Забелин, по словам знающих его людей, повторяет очень часто. Просто на этот раз она была адресной, непродуманной и довела Мухамадиеву до нервного срыва, а целое отделение акушерства и гинекологии РКБ им. Куватова тем временем собралось искать новую работу и уже учится правильно писать резюме. Аналогичные истории происходят и в межрайонных перинатальных центрах.

Только медицинское сообщество приготовилось заступиться за Марину Мухамадиеву, как Максим Забелин намекнул на вероятные новые увольнения. Никто не захотел стать следующей жертвой, поэтому все притихли. Хотя при таком раскладе можно прогнозировать, что, судя по поведению Забелина, следующей жертвой может стать Назир Мингазов.

Почему все так?

В забелинский период в Минздраве Башкирии сложилась особая ситуация. Разрозненная «команда», где у каждого есть свои интересы, примерно выглядит так: внедренный в республиканский Минздрав федерал Забелин, представляющий интересы Шебаева-Медведева, видимо по чьему-то замыслу, должен был скооперироваться с Динарой Еникеевой, контролирующей госзакупки, добавим к этому отдувающуюся за всех Кононову. Эти лица  находятся в некотором противовесе старой команде с непонятно откуда взявшимся первым замом – Салаватом Рахматуллиным, курирующим строительный блок. Зона ответственности Горбацевич также нам не совсем ясна. Отдельно от всех стоит Гульнара Зиннурова, на которую взвалили настолько много обязанностей, что она вряд ли справится. В том числе она обязана курировать лечебный блок и блок по материнству и детству, что в принципе непосильно одному чиновнику.

В Минздраве Башкирии пока складывалась лишь одна работающая система, приводящая к снижению младенческой смертности, когда был отдельный зам по родовспоможению и детству. В каждом регионе есть такой зам. Вспомним, что ранее говорила эксперт по организации здравоохранения Салия Мурзабаева: «60% населения – это женщины и дети, и, значит, нужно больше уделять внимания родовспоможению и детству».

Бывшая зам по родовспоможению и детству Салия Мурзабаева ответила, что наличие в каждом районе Башкирии ответственного за службу материнства и детства лишь одна из составляющих снижения младенческой смертности. Важнее сейчас, по словам эксперта, обратить внимание на координирующую роль РКПЦ, который и создавался как центр, работающий с районами. Однако со временем превратился в такой же роддом, как и все. На такое ухудшение работы могло повлиять объединение с 4-м роддомом: функции двух учреждений были во многом разными, а в итоге все силы были потрачены на то, чтобы наладить работу вместе. (К слову, два роддома до сих пор в состоянии некой войны друг с другом, – прим.ред.).

– Кроме структуры Минздрава на РПЦ всегда возлагалась функция организационно-методической работы со всеми структурными подразделениями по республике, которые оказывают помощь женщинам и детям, – говорит эксперт. – В данном случае РКБ, РПЦ и РДКБ – три «центра», которые непосредственно работают с каждым медучреждением районов и городов, начиная с района и заканчивая межмуниципальными районными центрами. Думаю, акцент должен быть сделан на усилении координирующей роли РДКБ, РПЦ, и совершенствовании оказания медицинской помощи женщинам и детям через специально созданные учреждения. На них возлагается помощь в родовспоможении, но для начала  должен быть создан сильный организационно-методический блок. Маршрутизация пациентов, вопросы профилактической работы по службе детства и родовспоможения возлагаются на два головных учреждения. Раньше такую функцию нес РКБ им. Куватова. И сейчас экстренную акушер-гинекологическую помощь оказывает РКБ. Это очень большая помощь в оказании экстренной помощи. Но здесь по последнему приказу Минздрава все переложено на РПЦ и как они будут перенимать опыт РКБ, покажет время.

Что думают врачи?

Увы, наши врачи пока не готовы говорить открыто, от своего имени, поэтому прилагаем часть письма в редакцию от коллектива одной из больниц Уфы, которых коснулся разбор полетов. Наверно всем очень интересно, как видят ситуацию с младенческой смертностью простые смертные врачи. Итак, читаем отрывок (письмо имеется в редакции):

 «Очень жаль, что в республике развалилась акушерская и детская служба, определяющая благополучие женщин и детей. При снижении рождаемости идет рост детской смертности, умирает каждый 5-й ребенок на дому. Прошлый год был завершен с хорошими показателями. Заместителем министра по родовспоможению Ритой Валеевой за год ситуация была выровнена, все работали одной большой командой. Руководители службы в этом году оказались несостоятельными удержать показатель младенческой смертности на уровне 2018 года, ситуация вышла из-под контроля. Полагаем, что Мингазов не может навести порядок в своем учреждении, его заместитель Саубанова всю работу, на наш взгляд, превратила в какой-то фарс, бесконечные селекторы, и порой хамское общение с коллегами и руководителями медорганизаций. Кажется, она забыла, где ее рабочее место, все время просиживает в стенах Минздрава, диктуя руководителям ведомства, как нужно работать, вот и доработались.

Не пришло ли время расставить точки над и довести до Главы региона правдивую информацию по младенческой смертности, попросить выслушать его разные мнения по данному вопросу, восстановить на рабочие места людей, незаконно освобожденных от должности, а вот Перинатальному центру найти новых руководителей: честных, грамотных, болеющих за республику и за судьбы женщин и детей, а не удовлетворяющих свои больные амбиции?».

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное